Новости

 ПО БОЛОТАМ НА «ТРОМЕ»

   «ПОЕДЕМ НА ОЗЕРО МЕДВЕЖЬЕ, ПОВЕЗЕМ МАЛЬКОВ С РЫБОРАЗВОДНОГО ЗАВОДА. ЭТО ПРИМЕРНО 40 километров полного бездорожья, на которое одной машиной даже страшно соваться. СОСТАВИШЬ КОМПАНИЮ?» СТРАННЫЙ ВОПРОС! УЖЕ НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ Я БЫЛ В СУРГУТЕ, И ГЛУБОКОЙ НОЧЬЮ МЫ ВЫДВИНУЛИСЬ НАВСТРЕЧУ ПРИКЛЮЧЕНИЯМ.
 
 
 
 
 
1.Алексей Гринкевич, создатель «Тром 8»
2.Николай Ходаковский, водитель-испытатель
 
 
 
3.Александр Карташев, просто хороший человек
4.Евгений Бельский, водитель вездехода Югорского рыбразводного завод
 5.Денис Баженов, научный сотрудник Югорского рыборазводного завода
6.Андрей Фаробин, Главный редактор журнала авторевю

  На наш взгляд, у болот своя, особенная красота

   Ночи, впрочем,никакой не было. Она была лишь на часах - Сургут даже чуть севернее Петербурга по широте, поэтому с конца мая тут начинаются белые ночи. Невысокое солнце освещало совершенно безлюдные ландшафты, по большей части болота, до предела еще напитанные водой после недавней зимы. Перемещаться и пешком, и на какой-либо технике по таким - дело непростое. Как известно, освоение этих широт, именуемых благодаря наличию тут нефти и газа стратегической зоной России, велось и ведется преимущественно при помощи гусеничной техники. Однако остов утонувшей «газушки», замеченный мной в полусотне метров от шоссе, - наглядное свидетельство того, чем чревата езда по этим болотам, если за рулем (скорее, рычагами) не мастер своего дела. Вездеход завяз намертво давно, в ту пору, когда вели тут круглогодичную трассу, по которой теперь беззаботно катят и легковушки.

 Если ранее для вездеходов брали шины от скрепера, обдирали их внутри, чтобы сделать более легкими и эластичными, то теперь формуют сразу правильные шины, для чего заказана специальная пресс-форма 

1.    Вот оно, новое колесо «Тром 8», изготовленное специально для этого вездехода

2.    Новые грунтозацепы потребовали иного ролика, конструктивно он даже проще...

3.    ...чем ролик прежнейконструкции, для «скреперных» шин с протектором «елочка»

 4. С собой везем 1,5 млн. личинок пеляди

зачастую разумнее технику просто бросить, поскольку материальные затраты на ее эвакуацию сравнимы со стоимостью новой машины. Нас подобная перспектива вовсе не пугает. Отмахав три сотни верст от Сургута, миновав Ханты-Мансийск (тут мы сделали короткую остановку в чудо-парке, где «разгуливают» доисторические животные, созданные скульптором Андреем Ковальчуком, коих я спросонья чуть было не принял за настоящих, оживших спустя тысячелетия), по прошествии нескольких часов пути мы свернули с трассы, где нас уже поджидали совершенно необыкновенные машины.

 

АНАТОМИЯ «ТРОМА»

    Наши читатели с ними уже знакомы: первый подробный отчет о «Тром 8» был опубликован в нашем журнале около двух лет тому назад. Пожалуй, имеет смысл вспомнить немного конструкцию, поскольку она в своем роде уникальна.

Итак, речь идет о восьмиколесных вездеходах, состоящих из двух секций, каждая из которых имеет определенную степень свободы относительно другой. Так, управление машины осуществляется за счет поворота секций относительно друг друга вокруг вертикальной оси, проходящей через поворотно-сцепное устройство. Через него же при помощи карданной передачи передается мощность к колесам второй секции.

    А вот в вертикальной плоскости, как это бывает у многих вездеходов двухзвенной компоновки, секции не складываются. Как же в таком случае приспособиться к рельефу местности? Ходовая часть «Трома» построена по балансирной схеме: каждая пара колес с каждого борта закреплена на длинной балке, середина которой поворачивается относительно несущего корпуса. Это и обеспечивает огромные хода колес вверх-вниз, но при этом балансир передает на корпус в два раза меньшие вертикальные перемещения, что положительно сказывается на плавности хода. Тут напрашивается разговор о подвеске... но его не получится, поскольку подвески-то и вовсе нет! Внушительные балансиры и мягкие большие колеса с шинами сверхнизкого давления - вот залог приемлемого комфорта при движении по неровностям. Максимальная конструктивная скорость «Тром 8» не превышает 25 км/ч, что вполне позволяет обходиться без подвески. К тому же машина предназначена в первую очередь для болотистой местности: поросшие мхом кочки - что царская перина, тут жестко не бывает, а топи. Тут хоть какую жесткую опору обрести за великое благо! Кроме того, свою лепту вносят колеса столь значительные в диаметре. но о колесах чуть позже.

    Второй, а по большому счету первой особенностью «Трома» надо признать трансмиссию с роликовым приводом. Крутящий момент к колесам передается при помощи роликов, зубья которых входят в зацепление с протекторами шин. Каждый ролик, вращаясь, разумеется, в сторону, обратную направлению движения вперед, вращает пару колес одного балансира. Можно сказать, что мы имеем роликовый привод 4х4, который трансформируется в итоге в колесный привод 8х8.

 5. Зимой, когда зимник крепкий, тут можно проехать на легковушке, но

6. В «Троме» большую роль играет гидравлика, потому и бак для гидрожидкости внушительный

    В корпусе вездехода примерно все так, как в обычном внедорожнике: продольно установленный двигатель через КПП (пятиступка от «Жигулей) вращает раздатку (от «Нивы»), которая распределяет момент между двумя ведущими мостами, на ступицах которых находятся. не колеса, но ролики. На этом «жесткая» связь в трансмиссии заканчивается: зубья роликов, сцепляясь с протекторами шин, при чрезмерных нагрузках -большом сопротивлении движению -могут проскакивать, но это никак не недостаток, но огромный плюс! При такой схеме трансмиссию практически невозможно сломать: весь избыток крутящего момента уходит во взаимное проскакивание пары: ролик - колесо. Однако подвижности при этом машина не теряет, поскольку другие колеса помогают, и как только случается незначительная подвижка вперед, ролик, «попросивший передышки», снова впрягается в работу. Конечно, в тяжелых дорожных условиях трансмиссию следует блокировать: раздатка от «Нивы» это, как известно, позволяет. Дополнительную гарантию использования тяги двигателя по назначению дают межколесные «самоблоки» в мостах с высокой степенью блокировки. Двигатель, кстати, дизельный, японской марки, и максимальная мощность его вас не впечатлит, но, скорее, изрядно удивит - всего-то 44 л. с.! Однако этого вполне хватает. С конструкцией в общих чертах мы познакомились - нюансы раскроются в ходе экспедиции. 

ЦЕННЫЙ ГРУЗ

    Стартуем с небольшой задержкой относительно намеченного времени: никак не подвезут ценный груз, который мы взялись доставить на место и ради которого, собственно, все и затеяно. Надо ждать, отдавая себя на съедение комарам. Но мошки - сущего ада этих мест (!) пока что нет - рано, лето еще не вошло в свои права, и это меня, жителя городского, не может не радовать. Наконец приходит грузовичок, и в грузопассажирский отсек одного из вездеходов начинают перегружать примерно полтора десятка больших прозрачных полиэтиленовых пакетов. Такое ощущение, что воду повезем! Однако при внимательном рассмотрении в пакетах легко можно заметить жизнь, мириады будущих больших жизней -каждый пакет содержит порядка 100 000 личинок рыб. Выходит, на борт берем около полутора миллионов личинок пеляди - рыбы из рода сиговых (другое ее название - сырок). Вывели их методом искусственного инкубирования на Югорском рыборазводном заводе, что в Ханты-Мансийске. Озеро Медвежье, куда предстоит их выпустить, как рассказал сотрудник завода Денис Баженов, сопровождающий своих подопечных, идеально подходит по составу воды для разведения пеляди. Оказывается, несмотря на огромное количество озер в этих краях, далеко не все из них годятся для разведения рыбы - большинство водоемов заморные: из-за малой глубины зимой промерзают до дна, весной в них процент кислорода, растворенного в воде, близок к нулю. Озер, где рыба может жить много лет, не так много. Медвежье выбрано Югорским заводом как естественный рыборазводный водоем. К тому же добраться до этого озера столь проблематично, что можно не опасаться браконьерства. Впрочем, зимой все кардинально меняется - до озера можно легко доехать на снегоходе, неподалеку проходит зимник... Об этом, увы, легко догадаться по большому количеству мусора, встретившегося нам в начале пути, на первых сотнях метров от шоссе. Да и там, в глубине болот, где в летнее время ни души, нет-нет да попадаются по краям «дороги» бутылки.

                               Долгожданная суша! 

    Начиная с 90-х годов плановые работы по зарыблению водоемов, воспроизводству ценных пород рыб в сибири прекратились, что привело к снижению рыбных запасов. сказались и антропогенный фактор, рост численности населения в регионе, и развитие промышленности, браконьерство. Щуку на 3-5 кг поймать в таежных реках и озерах все еще можно легко, но осетр - большая редкость, счет взрослых особей муксуна идет на штуки, а между тем биологическое разнообразие надо поддерживать. Для решения этой задачи и был построен Югорский рыборазводный завод. Его запустили четыре года назад, но пока он работает далеко не на полную мощность. На заводе идет накопление маточного стада ценных пород рыб (осетр, стерлядь, муксун, пелядь и др.) для воспроизводства поголовья, в планах - выращивание товарной рыбы. Активно идут эксперименты с сосьвинской сельдью, которой в свое время Иосиф Сталин потчевал Уинстона Черчилля. Рыба разводится в бассейнах, причем используется передовая технология замкнутого водооборота. Параллельно идет создание маточного стада рыбы того или иного вида в открытых естественных водоемах. Помимо пеляди в озеро Медвежье думают запустить и муксуна. 

МЕДЛЕННО, НО УВЕРЕННО

    Бывший растаявший зимник - это много хуже, чем девственное болото. Гусеницами (а эта техника все еще правит бал в этих краях) нещадно рвут верхний слой нежнейшего болота, нарезают такие колеи, в которые с головой можно провалиться. И не зарубцуются раны, нанесенные Земле, на протяжении десятилетий, а то и веков, поэтому официально гусеничный транспорт в отсутствие устойчивого снежного покрова здесь запрещен. Но на колесах можно.

    Нет, даже нужно! Это просто песня, если вы едете на «Тром-8»! Я не ради красного словца злоупотребляю восклицательными знаками. Евгений Бельский, спутник Дениса Баженова, водитель «газушки», принадлежащей рыборазводному заводу, сетует, что медленно едем, он привык быстрее. Охотно верю на основании собственного скудного опыта, что вездеход ГАЗ-34039 способен просто лететь по сравнению с «Тромом», но до поры до времени. Главное - не ухнуть по недосмотру, незнанию, глупости в какой-нибудь омут, трясину на болоте! Мы же сразу включаем пониженную передачу в раздатке, иначе тяги мотора не хватает - скорость не превышает 4-6 км/ч (согласно датчику GPS), но зато остановить вездеход не может ничто! Дорогой к озеру, чувствуя ответственность за несмышленую пока еще рыбу, объезжали самые опасные, засадные места по чуть более сухим, чем окружающий ландшафт, гривам, поросшим мелкими деревцами. Но не всегда удавалось идти по возвышенностям -не раз и не два приходилось ползти по самой топи. Тут полезно заблокировать балансиры, зафиксировать их в среднем положении относительно корпуса вездехода - тогда вращающийся ролик не стремится переднее по ходу движения колесо поднять вверх, а заднее - наоборот, при-топить. Все восемь колес гребут, находясь в одной плоскости, балансиры не перераспределяют вертикальную нагрузку по колесам, что положительно сказывается на проходимости. Подобного технического решения, реализованного, кстати, очень просто, не предлагает ни один из производителей снегоболотоходов. На обратном пути мы изгалялись как могли: нарочно совались туда, куда водитель любого вездехода в здравом уме вряд ли бы направил машину. Конечно, мы сознавали, что у нас есть палочка-выручалочка - второй вездеход, есть и электрическая лебедка в комплекте машины, но какая-либо помощь ни разу не потребовалась! «Тром 8» едет везде, особенно тот, что на новых колесах. Вот мы и подошли к обещанному разговору о колесах.

ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ

    Отныне «Тромы» комплектуются колесами увеличенного диаметра и с новым протектором. Если ранее для вездеходов брали шины от скрепера, обдирали их внутри, чтобы сделать более легкими и эластичными, то теперь формуют сразу правильные шины - изготовлена специальная пресс-форма. К сожалению, не у нас - все отечественные шинники от заказа отмахнулись, им подавай большие объемы производства. Но китайцы берутся за все! Главное - их постоянно контролировать. Алексей Гринкевич, создатель «Трома», доволен достигнутым результатом и верит, что партнеры с той стороны Амура не подведут. В не самых далеких планах даже шины еще большего размера - под два метра! Ныне, их диаметр составляет 1540 мм, что на 120 мм больше, чем у «скреперных» шин Forward Industrial на прежних модификациях снегоболотоходов. Протектор стал строго поперечным, а не елочкой, что заставило применить другой ролик - он и легче, и проще по конструкции. В разработке новых шин, размещении заказа на их изготовление в Китае помогла компания Globаl Теrranika, производитель еще одних интересных вездеходов, правда, гусеничных, о которых мы обязательно расскажем на страницах нашего журнала, как только они уверенно выйдут на наш рынок.

Вездеход с новыми колесами идет по болоту лучше того,

 что с прежними, но в принципе обе машины хороши!

   Денис при успешном проезде одного особо заболоченного участка вспоминает: «На ТРЭКОЛе тут часа четыре просидели!» Привожу эти слова свидетеля событий совсем не для того, чтобы лишний раз уколоть ТРЭКОЛ. На них весь Север ездит, но не для болот эта машина - в первую очередь для снега. На болоте трэколовские колеса просто шлифуют почву, приходится помогать лебедкой - это я сам в свое время наблюдал. Поперечный, более глубокий протектор цепляется намного лучше, но при этом эластичная шина не рвет верхний хлипкий слой болота, что очень важно. 

    Один из вездеходов, отправившихся к Медвежьему, имеет колеса с шинами старого образца. Намеренно пускаем обе машины в засадные места, чтобы почувствовать разницу в их поведении. Замечу, что и прежний «Тром» совсем не промах. Вездеход идет более чем достойно, но новые колеса все-таки будут получше. На них машина заметно меньше проваливается, ведь водоизмещение колес существенно больше - они не так тонут. Это, конечно, скажется и на воде с точки зрения остойчивости амфибии, есть запас плавучести.

    Может, Гринкевич неугомонный? Зачем он хочет оснастить свое детище колесами большего диаметра, если и на прежних машина идет весьма неплохо да и плавает достойно? Дело тут не столько даже в проходимости, сколько в полезности машины.

 

1.    Привезли мальков, перегружаем их в вездеходы...

2.    ...и вот ценный груз доставлен на место, Денис выпускает личинки рыб в озеро Медвежье

3.    Если бы взяди с собой такой движитель, переход по озеру совершили бы гораздо быстрее

 

  

    Поясню. Кататься по заболоченной тундре в свое удовольствие можно и на каком-нибудь гусеничном Аrgо, чьи следы, кстати, мы перед собой постоянно наблюдали, правда, не ясно, сколько им времени, ведь тут любой след сохраняется очень долго. Везти хороший груз, выполнять полезную работу - это ахиллесова пята снегоболотоходов! Чуть их перегрузил - уже проходимость по слабо несущим поверхностям сильно упала. Если «Тром» прежней модели, на «скреперных» шинах, берет в грузовой отсек порядка 750 кг, то на новых шинах, которые, кстати, так и называются - «Тром 8», уже можно увести тонну. На шинах двухметровых этот показатель реально будет увеличить как минимум вдвое. Каждая лишняя сотня килограмм, доставленная туда, куда в погожую погоду только на «вертушке» - жутко дорогой, капризной к погоде - можно добраться, это трудно переоценить.

     К тому же повышение грузоподъемности - это и возможность взять с собой больше топлива, т. е. повысить автономность машины.  

НА ВОДЕ

    Обидно растить, лелеять дни и ночи в течение полугода мальков на рыборазводном заводе... а потом загубить их, застряв с ними на солнцепеке на болоте.

 На этот раз мальки попали в надежные машины: уверенно достигаем цели - берега Медвежьего. Тут-то и выясняется два обстоятельства: во-первых, у берега выпускать личинок нельзя, надо отойти метров на 500, а во-вторых, надо проведать базу завода - избушку на другом берегу озера. Заодно в ней и заночевать можно с комфортом. Хотя в «Троме» все предусмотрено для ночлега: на колесные арки слетятся поперек полати, образуя ровное лежбище - все же это не кровати в доме.

    Готовить вездеход к плаванию не надо - можно сразу плюхаться в воду. Но вот скорость движения за счет вращения колес мала, не выше 2 км/ч. Неспешно отойдя от берега, выпускаем наконец наших будущих рыбешек, предварительно охладив нагревшиеся за время пути пакеты в озерной воде. Трудно сказать, как восприняло то, что станет через пять лет взрослой пелядью, попадание в естественную среду обитания. Денис говорит, что процентов сорок должно прижиться. Это нормальный процент. Обратно возвращаемся, делая большую дугу по озеру, чтобы колесами не повредить только что выпущенных на волю личинок - рачительный подход к своему делу показывает Денис Баженов.

    Идти только за счет вращения колес грустно, скорость не велика. Впрочем, известно, что «энтузиасты» ходят на «Троме»... по Карскому морю


    Теперь, уже двумя машинами, предстоит совершить озерный переход к месту нашего ночлега. Конечно, можно объехать по берегу - вездеход, теперь уж все в этом уверены, точно нигде не застрянет, но уж больно большой крюк получается. Хоть и меньше скорость на плаву, но в итоге достигнем цели быстрее, поэтому караван из двух «Тромов» отважно пускается в плавание. «Эх, знать бы заранее, что придется совершать такой водный переход!» -сокрушается Алексей Гринкевич.

   Его нетрудно понять: дома остался гребной винт с гидравлическим приводом - одно из ноу-хау, примененное на новом вездеходе, которое так бы хотелось опробовать в настоящем деле. От переднего конца коленвала через муфту с ручным управлением вращается гидронасос, а сзади через «быстросъемы» подсоединяется гидромотор, на валу которого имеется гребной винт. Вся конструкция просто навешивается на буксирный крюк. Позже, уже дома, на разливах Оби, мы опробуем винт, по недосмотру не взятый в экспедицию. Да, жаль - с ним форсировали бы озеро намного быстрее! Скорость на воде выше, чем от вращения колес, в 2-2.5 раза, вполне реально совершать подобные дальние водные переходы.

ДО СВИДАНЬЯ, МЕДВЕЖЬЕ. ЗДРАВСТВУЙ...

    Я ожидал увидеть какую-нибудь покосившуюся, почерневшую от времени, прокопченную кособокую избушку вроде тех, что ставят в тайге охотники и рыболовы, но нас встретила новенькая, с иголочки, большая изба из свежих бревен, с кирпичной печкой внутри, шестью кроватями-нарами, газовой плитой и умывальником.

  А ведь все это надо было завезти в эту глухомань! Возили зимой, по зимнику. Много топлива сожгли, но зато как здорово теперь! Застрекотал бензогенератор, в комнате зажегся свет, затрещали дрова в печи - стало ужасно уютно и хорошо. За нехитрой трапезой, собранной общими усилиями, вспоминаем события прошедшего дня. Все сходятся в одном: вездеходы зарекомендовали себя с лучшей стороны, хотя дорога была совсем не простой. Куда в следующий раз?

На «Троме» - куда угодно: можно быть уверенным, что выбранная цель будет достигнута.

1.    Автобан по-сибирски...                                                                                  2.    Воды на болотах в этом году очень много!

 

 

Пройдет еще немного времени и так на крыше к сожалению уже не посидишь......


Бортжурнал