По болотам НА «ТРОМЕ»

На фото: команда собирается ехать по болотам

«ПОЕДЕМ НА ОЗЕРО МЕДВЕЖЬЕ, ПОВЕЗЕМ МАЛЬКОВ С РЫБОРАЗВОДНОГО ЗАВОДА. ЭТО ПРИМЕРНО 40 километров полного бездорожья, на которое одной машиной даже страшносоваться. СОСТАВИШЬ КОМПАНИЮ?» СТРАННЫЙ ВОПРОС! УЖЕ НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ Я БЫЛ В СУРГУТЕ, И ГЛУБОКОЙ НОЧЬЮ МЫ ВЫДВИНУЛИСЬ НАВСТРЕЧУ ПРИКЛЮЧЕНИЯМ.

1. Алексей Гринкевич, создатель«Тром 8»

Алексей Гринкевич

2. Николай Ходаковский,водитель-испытатель

Николай Ходаковский

3. Александр Карташев, простохороший человек

Александр Карташев

4. Евгений Бельский, водитель вездехода Югорского рыбразводного завод

Александр Карташев 4. Евгений Бельский

5. Денис Баженов, научный сотрудник Югорского рыборазводного завода

Александр Карташев 4. Евгений Бельский 5. Денис Баженов

6. Андрей Фаробин, Главный редактор журнала авторевю

Андрей Фаробин

На наш взгляд, у болот своя,особенная красота

На фото: болото

Ночи, впрочем, никакой не было. Она была лишь начасах - Сургут даже чуть севернее Петербурга по широте, поэтому с конца мая тут начинаются белые ночи. Невысокое солнце освещало совершенно безлюдные ландшафты, по большей части болота, до предела еще напитанные водой после недавней зимы. Перемещаться и пешком, и на какой-либо технике по таким - дело непростое.

Как известно, освоение этих широт, именуемых благодаря наличию тут нефти и газа стратегической зоной России, велось и ведется преимущественно при помощи гусеничной техники. Однако остов утонувшей «газушки», замеченный мной в полусотне метров от шоссе, - наглядное свидетельствотого, чем чревата езда по этим болотам, если за рулем (скорее,рычагами) не мастер своего дела. Вездеход завяз намертво давно, в ту пору, когда вели тут круглогодичную трассу, по которой теперь беззаботно катят и легковушки.

На фото: шины Трома

Если ранее для вездеходов брали шины от скрепера, обдирали их внутри, чтобы сделать более легкими и эластичными, то теперь формуют сразу правильные шины, для чего заказана специальная пресс-форма

 

  1. Вот оно, новое колесо «Тром 8»,изготовленное специально для этого вездехода
  2. Новые грунто зацепы потребовали иного ролика, конструктивно он даже проще...
  3. ...чем ролик прежней конструкции, для «скреперных» шинс протектором «елочка»
  4. С собой везем 1,5 млн. личинок пеляди

На фото: старый ролик от Трома

Зачастую разумнее технику просто бросить, поскольку материальные затраты на ее эвакуацию сравнимы со стоимостью новой машины. Насподобная перспектива вовсе непугает. Отмахав три сотни верст от Сургута, миновав Ханты-Мансийск (тут мы сделали короткую остановку в чудо-парке, где «разгуливают» доисторические животные, созданные скульптором Андреем Ковальчуком, коих я спросоньячуть было не принял за настоящих, оживших спустя тысячелетия), попрошествии нескольких часов путимы свернули с трассы, где нас ужеподжидали совершенно необыкновенные машины.

АНАТОМИЯ «ТРОМА»

Наши читатели с ними уже знакомы: первый подробный отчет о «Тром 8» был опубликован в нашем журнале около двух лет тому назад. Пожалуй,имеет смысл вспомнить немного конструкцию, поскольку она в своем роде уникальна.

Итак, речь идет о восьмиколесных вездеходах, состоящих из двух секций, каждая из которых имеет определенную степень свободы относительно другой. Так, управление машины осуществляется за счет поворота секций относительно друг друга вокруг вертикальной оси, проходящей через поворотно-сцепное устройство. Через него же при помощи карданной передачи передается мощность к колесам второй секции.

На фото: Тром

А вот в вертикальной плоскости, как это бывает у многих вездеходов двухзвенной компоновки, секции нескладываются. Как же в таком случае приспособиться к рельефу местности? Ходовая часть «Трома» построена по балансирной схеме: каждая пара колес с каждого борта закреплена надлинной балке, середина которой поворачивается относительно несущего корпуса.

Это и обеспечивает огромные хода колес вверх-вниз, но при этом балансир передает на корпусв два раза меньшие вертикальные перемещения, что положительно сказывается на плавности хода. Тут напрашивается разговор о подвеске... но его не получится, поскольку подвески-то и вовсе нет! Внушительные балансиры и мягкие большие колеса с шинами сверхнизкого давления - вот залог приемлемого комфорта при движении по неровностям.

Максимальная конструктивная скорость «Тром 8» не превышает 25км/ч, что вполне позволяет обходиться без подвески. К тому же машина предназначена в первую очередь для болотистой местности: поросшие мхом кочки - что царская перина,тут жестко не бывает, а топи. Тут хоть какую жесткую опору обрести за великое благо! Кроме того, свою лепту вносят колеса столь значительные в диаметре. но о колесах чуть позже.

Второй, а по большому счету первой особенностью «Трома» надо признать трансмиссию с роликовым приводом. Крутящий момент к колесам передается при помощи роликов, зубья которых входят в зацепление с протекторами шин. Каждый ролик, вращаясь, разумеется, в сторону, обратную направлению движения вперед, вращает пару колес одного балансира. Можно сказать, чтомы имеем роликовый привод 4х4, который трансформируется в итоге в колесный привод 8х8.

На фото: Тром

5. Зимой, когда зимник крепкий, тут можно проехать налегковушке, но

6. В «Троме» большую рольиграет гидравлика,потому и бак для гидро жидкости внушительный

В корпусе вездехода примерно все так, как в обычном внедорожнике: продольно установленный двигательчерез КПП (пятиступка от «Жигулей) вращает раздатку (от «Нивы»), которая распределяет момент между двумя ведущими мостами, на ступицах которых находятся. не колеса, норолики. На этом «жесткая» связь в трансмиссии заканчивается: зубья роликов, сцепляясь с протекторами шин, при чрезмерных нагрузках - большом сопротивлении движению -могут проскакивать, но это никак ненедостаток, но огромный плюс!

Притакой схеме трансмиссию практически невозможно сломать: весь избыток крутящего момента уходит во взаимное проскакивание пары: ролик - колесо. Однако подвижности при этом машина не теряет, поскольку другие колеса помогают, и как только случается незначительная подвижка вперед, ролик, «попросивший передышки», снова впрягается в работу. Конечно, втяжелых дорожных условиях трансмиссию следует блокировать: раздаткаот «Нивы» это, как известно, позволяет.

Дополнительную гарантию использования тяги двигателя по назначению дают межколесные «самоблоки» в мостах с высокой степенью блокировки. Двигатель, кстати, дизельный, японской марки, и максимальная мощность его вас не впечатлит, но, скорее, изрядно удивит - всего-то 44 л. с.! Однако этого вполне хватает. С конструкцией в общих чертах мы познакомились - нюансы раскроются входе экспедиции.

ЦЕННЫЙ ГРУЗ

Стартуем с небольшой задержкой относительно намеченного времени: никак не подвезут ценный груз, который мы взялись доставить наместо и ради которого, собственно,все и затеяно. Надо ждать, отдавая себя на съедениеНа фото: бассейн с рыбами комарам. Но мошки - сущего ада этих мест (!) пока что нет - рано, лето еще не вошло в своиправа, и это меня, жителя городского, не может не радовать. Наконец приходит грузовичок, и в грузо пассажирский отсек одного из вездеходов начинают перегружать примерно полтора десятка больших прозрачных полиэтиленовых пакетов.

Такое ощущение, что воду повезем! Однако при внимательном рассмотрении впакетах легко можно заметить жизнь, мириады будущих больших жизней -каждый пакет содержит порядка 100000 личинок рыб. Выходит, на бортберем около полутора миллионов личинок пеляди - рыбы из рода сиговых(другое ее название - сырок).

Вывелиих методом искусственного инкубирования на Югорском рыборазводном заводе, что в Ханты-Мансийске. Озеро Медвежье, куда предстоит их выпустить, как рассказал сотрудник завода Денис Баженов, сопровождающий своих подопечных, идеально подходит по составу воды для разведения пеляди. Оказывается, несмотря на огромное количество озер в этих краях, далеко не все из них годятся для разведения рыбы - большинство водоемов заморные: из-за малой глубины зимой промерзают до дна, весной в них процент кислорода,растворенного в воде, близок к нулю.Озер, где рыба может жить многолет, не так много.

Медвежье выбрано Югорским заводом как естественный рыборазводный водоем. К тому жедобраться до этого озера столь проблематично, что можно не опасаться браконьерства. Впрочем, зимой все кардинально меняется - до озераможно легко доехать на снегоходе, неподалеку проходит зимник... Обэтом, увы, легко догадаться по большому количеству мусора, встретившегося нам в начале пути, на первыхсотнях метров от шоссе. Да и там, вглубине болот, где в летнее время нидуши, нет-нет да попадаются по краям«дороги» бутылки.

Долгожданная суша!

На фото: Тром

Начиная с 90-х годов плановые работы по зарыблению водоемов, воспроизводству ценных пород рыб в сибири прекратились, что привело к снижению рыбных запасов. сказались и антропогенный фактор, рост численности населения в регионе, и развитие промышленности, браконьерство. Щуку на 3-5 кг поймать в таежных реках и озерах все еще можнолегко, но осетр - большая редкость, счет взрослых особей муксуна идет на штуки, а между тем биологическое разнообразие надо поддерживать.

Для решения этой задачи и был построен Югорский рыборазводный завод. Его запустили четыре года назад, но пока он работает далеко не на полную мощность. На заводе идет накопление маточного стада ценных пород рыб (осетр, стерлядь, муксун, пелядь и др.) для воспроизводства поголовья,в планах - выращивание товарной рыбы.

Активно идут эксперименты с сосьвинской сельдью, которой в свое время Иосиф Сталин потчевал Уинстона Черчилля. Рыба разводится в бассейнах, причем используется передовая технология замкнутого водооборота. Параллельно идет создание маточного стада рыбы того или иного вида в открытых естественных водоемах. Помимо пеляди в озеро Медвежье думают запустить и муксуна.

МЕДЛЕННО, НО УВЕРЕННО

Бывший растаявший зимник - это много хуже, чем девственное болото. Гусеницами (а эта техника все ещеправит бал в этих краях) нещадно рвут верхний слой нежнейшего болота, нарезают такие колеи, в которыес головой можно провалиться. И не зарубцуются раны, нанесенные Земле, на протяжении десятилетий, а то и веков, поэтому официально гусеничный транспорт в отсутствие устойчивого снежного покрова здесь запрещен. Но на колесах можно.

Нет, даже нужно! Это просто песня, если вы едете на «Тром-8»! Я не радикрасного словца злоупотребляю восклицательными знаками. Евгений Бельский, спутник Дениса Баженова, водитель «газушки», принадлежащей рыборазводному заводу, сетует, что медленно едем, он привык быстрее. Охотно верю на основании собственного скудного опыта, что вездеход ГАЗ-34039 способен просто лететь посравнению с «Тромом», но до порыдо времени. Главное - не ухнуть понедосмотру, незнанию, глупостив какой-нибудь омут, трясину наболоте!

Мы же сразу включаем пониженную передачу в раздатке, иначе тяги мотора не хватает - скоростьне превышает 4-6 км/ч (согласнодатчику GPS), но зато остановить вездеход не может ничто! Дорогой к озеру, чувствуя ответственность занес мышленую пока еще рыбу, объезжали самые опасные, засадные местапо чуть более сухим, чем окружающий ландшафт, гривам, поросшим мелкими деревцами. Но не всегда удавалось идти по возвышенностям -не раз и не два приходилось ползтипо самой топи.

Тут полезно заблокировать балансиры, зафиксировать ихв среднем положении относительно корпуса вездехода - тогда вращающийся ролик не стремится переднее по ходу движения колесо поднять вверх, а заднее - наоборот, при-топить. Все восемь колес гребут, находясь в одной плоскости, балансирыне перераспределяют вертикальную нагрузку по колесам, что положительно сказывается на проходимости. Подобного технического решения, реализованного, кстати, очень просто, не предлагает ни один из производителей снегоболотоходов.

На обратном пути мы изгалялись как могли:нарочно совались туда, куда водитель любого вездехода в здравом уме врядли бы направил машину. Конечно,мы сознавали, что у нас есть палочка-выручалочка - второй вездеход, естьи электрическая лебедка в комплектемашины, но какая-либо помощь ниразу не потребовалась! «Тром 8» едетвезде, особенно тот, что на новыхколесах. Вот мы и подошли к обещанному разговору о колесах.

ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ

На фото: Тром

Отныне «Тромы» комплектуются колесами увеличенного диаметра и сновым протектором. Если ранее для вездеходов брали шины от скрепера, обдирали их внутри, чтобы сделать более легкими и эластичными, то теперь формуют сразу правильные шины - изготовлена специальная пресс-форма. К сожалению, не унас - все отечественные шинники от заказа отмахнулись, им подавай большие объемы производства.

Но китайцы берутся за все! Главное - их постоянно контролировать. Алексей Гринкевич, создатель «Трома», доволен достигнутым результатом и верит, что партнеры с той стороны Амуране подведут. В не самых далеких планах даже шины еще большего размера - под два метра! Ныне, их диаметр составляет 1540 мм, что на120 мм больше, чем у «скреперных» шин Forward Industrial на прежних модификациях снегоболотоходов. Протектор стал строго поперечным, ане елочкой, что заставило применить другой ролик - он и легче, и прощепо конструкции.

В разработке новыхшин, размещении заказа на их изготовление в Китае помогла компания Globаl Теrranika, производитель еще одних интересных вездеходов, правда, гусеничных, о которых мы обязательно расскажем на страницах нашего журнала, как только они уверенно выйдут на наш рынок.

Вездеход с новыми колесами идет поболоту лучше того,
что с прежними,но в принципе обемашины хороши!

Денис при успешном проезде одного особо заболоченного участка вспоминает: «На ТРЭКОЛе тут часа четыре просидели!» Привожу эти слова свидетеля событий совсем недля того, чтобы лишний раз уколотьТРЭКОЛ. На них весь Север ездит, ноне для болот эта машина - в первую очередь для снега.

На болоте трэколовские колеса просто шлифую тпочву, приходится помогать лебедкой - это я сам в свое время наблюдал. Поперечный, более глубокий протектор цепляется намного лучше,но при этом эластичная шина не рветверхний хлипкий слой болота, чтоочень важно.

Один из вездеходов, отправившихся к Медвежьему, имеет колеса с шинами старого образца. Намеренно пускаем обе машины в засадныеместа, чтобы почувствовать разницу вих поведении. Замечу, что и прежний«Тром» совсем не промах. Вездеходидет более чем достойно, но новыеколеса все-таки будут получше. Наних машина заметно меньше проваливается, ведь водоизмещение колес существенно больше - они нетак тонут. Это, конечно, скажется ина воде с точки зрения остойчивостиамфибии, есть запас плавучести.

Может, Гринкевич неугомонный? Зачем он хочет оснастить свое детище колесами большего диаметра, еслии на прежних машина идет весьма неплохо да и плавает достойно? Делотут не столько даже в проходимости, сколько в полезности машины.

На фото: загружают ТромНа фото: личинки рыбНа фото: Тром

  1. Привезли мальков, перегружаем их в вездеходы...
  2. ...и вот ценный груз доставленна место, Денис выпускает личинки рыб в озеро Медвежье
  3. Если бы взяли с собой такой движитель, переход по озеру совершили бы гораздо быстрее

Поясню. Кататься по заболоченной тундре в свое удовольствие можно ина каком-нибудь гусеничном Аrgо,чьи следы, кстати, мы перед собой постоянно наблюдали, правда, не ясно,сколько им времени, ведь тут любойслед сохраняется очень долго. Везти хороший груз, выполнять полезную работу - это ахиллесова пята снегоболотоходов! Чуть их перегрузил - уже проходимость по слабо несущим поверхностям сильно упала.

Если «Тром» прежней модели, на «скреперных»шинах, берет в грузовой отсек порядка 750 кг, то на новых шинах, которые,кстати, так и называются - «Тром 8»,уже можно увести тонну. На шинах двухметровых этот показатель реально будет увеличить как минимум вдвое. Каждая лишняя сотня килограмм, доставленная туда, куда в погожую погоду только на «вертушке» - жуткодорогой, капризной к погоде - можнодобраться, это трудно переоценить.

К тому же повышение грузоподъемности - это и возможность взять с собой больше топлива, т. е. повыситьавтономность машины.

НА ВОДЕ

Обидно растить, лелеять дни и ночи в течение полугода мальковна рыборазводном заводе... а потом загубить их, застряв с ними насолнцепеке на болоте.

На фото: Тром передвигается по воде

На этот размальки попали в надежные машины: уверенно достигаем цели - берега Медвежьего.Тут-то и выясняетсядва обстоятельства: во-первых, уберега выпускать личинок нельзя, надо отойти метров на 500, аво-вторых, надо проведать базу завода - избушку на другом берегу озера.

Заодно в ней и заночевать можно с комфортом. Хотя в «Троме» все предусмотрено для ночлега: наколесные арки слетятся поперек полати, образуя ровное лежбище - всеже это не кровати в доме.

Готовить вездеход к плаванию не надо - можно сразу плюхаться вводу. Но вот скорость движения засчет вращения колес мала, не выше 2 км/ч. Неспешно отойдя от берега,выпускаем наконец наших будущих рыбешек, предварительно охладив нагревшиеся за время пути пакетыв озерной воде.

Трудно сказать, каквосприняло то, что станет через пятьлет взрослой пелядью, попадание вестественную среду обитания. Денис говорит, что процентов сорок должно прижиться.

Это нормальный процент. Обратно возвращаемся, делая большую дугу по озеру, чтобы колесами не повредить только что выпущенных на волю личинок - рачительный подход к своему делу показывает ДенисБаженов.

Идти только за счет вращенияколес грустно,скорость невелика. Впрочем,известно, что«энтузиасты»ходят на«Троме»... поКарскому морю


На фото: Тром передвигается по воде

Теперь, уже двумя машинами, предстоит совершить озерный переход к месту нашего ночлега. Конечно,можно объехать по берегу - вездеход, теперь уж все в этом уверены,точно нигде не застрянет, но ужбольно большой крюк получается.Хоть и меньше скорость на плаву,но в итоге достигнем цели быстрее, поэтому караван из двух «Тромов»отважно пускается в плавание. «Эх,знать бы заранее, что придется совершать такой водный переход!» -сокрушается Алексей Гринкевич.

Его нетрудно понять: дома остался гребной винт с гидравлическим приводом - одно из ноу-хау, примененное на новом вездеходе, которое такбы хотелось опробовать в настоящем деле. От переднего конца коленвала через муфту с ручным управлением вращается гидронасос, а сзади через«быстросъемы» подсоединяется гидромотор, на валу которого имеется гребной винт. Вся конструкция просто навешивается на буксирный крюк.Позже, уже дома, на разливах Оби, мы опробуем винт, по недосмотру невзятый в экспедицию.

Да, жаль - сним форсировали бы озеро намного быстрее! Скорость на воде выше, чемот вращения колес, в 2-2.5 раза,вполне реально совершать подобные дальние водные переходы.

ДО СВИДАНЬЯ, МЕДВЕЖЬЕ. ЗДРАВСТВУЙ...

Я ожидал увидеть какую-нибудь покосившуюся, почерневшую отвремени, прокопченную кособокую избушку вроде тех, что ставят втайге охотники и рыболовы, но насвстретила новенькая, с иголочки,большая изба из свежих бревен, скирпичной печкой внутри, шестьюкроватями-нарами, газовой плитойи умывальником.

На фото: Тром передвигается по воде

А ведь все это надо было завезти в эту глухомань!Возили зимой, по зимнику. Многотоплива сожгли, но зато как здорово теперь! Застрекотал бензо-генератор,в комнате зажегся свет, затрещали дрова в печи - стало ужасно уютнои хорошо.

За нехитрой трапезой,собранной общими усилиями, вспоминаем события прошедшего дня. Все сходятся в одном: вездеходы зарекомендовали себя с лучшей стороны, хотя дорога была совсемне простой. Куда в следующий раз?

На «Троме» - куда угодно: можно быть уверенным, что выбранная цельбудет достигнута.

  1. Автобан по-сибирски...
  2. Воды на болотахв этом году очень много!

На фото: Тром передвигается по воде

Пройдет еще немного времении так на крыше к сожалению уже не посидишь......

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

3Д панорама снегоболотохода