Алексей Гринкевич: «На данный момент наши вездеходы – одни из лучших вездеходов страны»
О лесных мульчерах в России не так много информации, а о том, что их в нашей стране тоже делают – вообще никаких сообщений. В то время как в Сургуте команда изобретателей создала машины, аналогов которой нет в мире – это плавающие мульчеры-болотоходы.
Возможно, такая машина станет палочкой-выручалочкой для тех, кто вынужден расчищать трассы в болотистой местности. Но пока однозначного ответа на этот вопрос нет, потому что машины новые, почти никем не опробованные и не все их изъяны еще известны. Создатель машин-вездеходов «Тром» Алексей Гринкевич рассказал о неоспоримых преимуществах своих машин и о проблемах, с которыми пришлось столкнуться.
— Вы являетесь главным конструктором «Трома»?
— Да, я руководитель завода «Тром» и его конструктор.
— Как давно вы занимаетесь разработками машин-вездеходов?
— Около 10 лет.
— Вы занимались разработкой только болотоходов?
— Нет, у меня немало других изобретений, которые не связаны со спецтехникой. С 18 лет я занимался кузовным ремонтом и покраской машин, и опыт в этом деле у меня был приличный, поэтому первое мое изобретение было связано с созданием новых покрасочных камер для автомобилей. Принцип работы моего изобретения заключался в следующем: необходимо забирать с улицы воздух, нагревать до температуры, оптимальной для покраски машины и затем выбрасывать на улицу загрязненный воздух. А так как в Сургуте холодно, и, например, забирать воздух при -40 и нагревать его до +20 градусов крайне не экономно. Поэтому пришлось придумать камеру с нестандартной системой вентиляции и дополнительными фильтрами, которая позволяет значительно экономить энергию и средства. Камеры очень хорошо себя зарекомендовали: на моей станции техобслуживания и у друзей-коллег они работают уже 18 лет.
Вездеходы «Тром-8»
— Как появилась идея создания плавающих вездеходов?
— Было время, когда я увлекся рыбалкой и охотой. Эти увлечения непосредственно связаны с водой: постоянно нужно забираться вглубь озер, болот. Решил собрать себе машину, и получилось. Потом один друг пришел, посмотрел – понравилось. Потом другой. В общем, так и затянуло. Когда я пытаюсь что-то сделать, то очень стараюсь делать это либо лучше всех, либо вообще не берусь, если чувствую, что не тяну. Нам удалось это воплотить в наших вездеходах. Они лучшие по проходимости, по надежности и по целому комплексу показателей. «Тром-8» стало со временем именем нарицательным в наших краях. Мы сделали уже больше сотни разных машин: плавающие буровые установки, плавающие экскаваторы, мульчеры. При этом плавающих мульчеров вообще не существует в мире.
— То есть аналогов такой машины нет?
— Нет. Можете себе представить, насколько интересно ее придумывать, потому что нужно создать то, чего никогда до тебя не было. Здесь как раз проходит граница между изобретателем и механиком, который, образно говоря, может вместо болта «на 12» болт «на 14» поставить. Таких коллективов, как у нас, всегда было немного. Это как космические корабли на пустом месте построить, понимаете? Надо же было сначала понять, как вообще это взаимодействует, собрать ученых. Понятно, что сравнение не совсем корректное и уровень не тот, но принцип тот же. В нашем производственном процессе я обычно выступаю в роли генератора идей, поэтому какие-то сложные вопросы приходится решать на ходу. Например, я ничего не понимал в гидравлическом оборудовании, но прошло 4 года, и теперь я могу практически любую гидравлическую схему собрать.
— Вы самостоятельно разбирались или специально где-то учились?
— Я самоучка – пришлось самому разбираться. Какие-то узкоспециализированные вещи в гидравлике, например, мне неизвестны в силу того, что они у нас не применяются. Но если понадобится, то наложить на имеющуюся базу какие-то отдельные детали достаточно легко. Так мы и создали свой необычный мульчер. По сути, у нас все машины уникальные, поэтому появляются те, кто пытается их копировать и заработать на этом.
— Так у вас же патент?
— Ну и что? У нас патентное законодательство толком не работает. Можно подать в суд, но это бесперспективно. Например, один из первых вездеходов купили питерские ребята, а через какое-то время появилась фирма, которая производит такие же вездеходы. Причем они даже не стесняются. Также в Тюмени такая фирма появилась. Но разница между нами и ними – в подходе: мы пытаемся сделать идеальную машину, а потом на ней заработать. А они просто хотят «срубить денег по-быстрому». Человек, который действительно хочет сделать что-то правильное и хорошее в этой жизни, воровать не будет. Он возьмет что-то существующее, например, трактор, и усовершенствует его так, чтобы получился супертрактор. Тогда это достойно уважения. А на воровстве далеко не уедешь.
— И что с этим делать?
— Ничего. У таких людей не получится развития, потому что они скопировали машину 5-летней давности и не знают, что с ней дальше делать, опыта-то изначального нет у них. А у нас есть, поэтому мы все время на 2-3 шага впереди. Это же по сути не мое изобретение, в технике оно известно как привод Робсона, но в качестве основного движителя он не применялся, только как вспомогательный. А мы его основным движителем сделали. Я называю его «гибкая шестерня».
— В чем особенность этого привода?
— Он по своей сути имеет очень низкий механический КПД, потому что на прогиб колеса и на трение тратится много энергии, но при этом такой привод позволяет одним мостом небольшой размерности, например от автомобиля «УАЗ», вращать сразу 4 колеса практически любых вменяемых размеров, то есть относительно стандартных трансмиссий конструктив предельно легкий и исключительно простой. Мы специально разработали свою прессформу с поперечным протектором и теперь колесо имеет размер 1650х600 мм, это практически размер от трактора «Кировец», при этом оно легкое и бескамерное. У вездехода конструкция трансмиссии такая, что его сломать не может даже пьяный геолог. Ролик может «прощелкнуть» на колесе, но сломать мост, который его приводит в действие, или кардан, или раздаточную коробку он не может – жесткого привода-то нет. Такой вездеход становится безопасным, потому что это не просто машина, а комплекс мер, которые позволяют добраться до места назначения и обратно живым и здоровым. Понимаете, если мы уехали за 120 км, через пять рек переправились, а еще и в непогоду, то выбраться оттуда пешком физически невозможно, поэтому машина должна быть в первую очередь самая неубиваемая. Именно это качество среди вездеходной братии ценится превыше всего. Есть и недостатки: крутящий момент ограничен возможностями резины колес — потому создать большой трактор на таком приводе невозможно.
Особый тип колеса, разработанный на заводе «Тром»
— Как вам пришла в голову идея создать плавающий мульчер?
— По сути, по наитию, я не знаю, как рождаются в голове мысли. У меня нет высшего образования, даже гуманитарного. У меня только средняя школа. И мне немного помогает то, что у меня нет технического образования. Наше образование, к сожалению, не учит мыслить нестандартно. Моему сыну 23 года. Он работает в моей команде. Вот он окончил СибАДИ (Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия – прим.ред.). Умный парень, грамотный, но их там учили, как делать нельзя, а не как делать нужно. Им дают примеры какие-то, клише, шаблоны. А когда 18-летнему мальчишке профессорами вложен в голову шаблон, что какой-то механизм не работает, потому что в 30-х годах немцы или американцы делали нечто похожее, и не получилось, то парень и пробовать не будет. Простой пример: роликовый привод известен давно. Когда я стал работать над своим вариантом такого привода, то решил позвонить в МГТУ им. Н. Э. Баумана: добрался до какого-то доцента кафедры колесных машин и рассказал ему, что я делаю такой механизм. Он мне сказал: «Молодой человек, ни в коем случае так делать не надо. Машина нормально не поедет, поставьте лучше цепи». К счастью, он ошибался. Вездеход работает. И не просто работает: на данный момент наши вездеходы – одни из самых лучших вездеходов страны, а, может, даже и мира.Но оговорюсь, я прекрасно понимаю, что без базового технического образования и мощного коллектива ученых что-то по-настоящему серьезное типа авианосца или атомного реактора , того же космического корабля, например, построить невозможно. А наш вездеход прост, он только необычен.
Мульчер «Тром-8»
— Вы уже демонстрировали свои изобретения на выставках?
— Да, на местных выставках показываем. В интернете есть реклама с видео.
— В каком направлении сейчас ведете разработки, кроме плавающих мульчеров?
— Вот я вам интересную вещь расскажу. Все знают, что вертолет Ми-8 – классная машина. А у него КПД меньше, чем у паровоза. В час тратится 800 литров хорошего авиационного керосина, на котором он пролетает 150-200 км и перевозит 3 тонны груза. Так вот мы делаем вездеход, который везет груза столько же, а топлива тратит, естественно, в разы меньше. Предполагаем на коротком плече-до 100 км вертолетные перевозки частично заменить. Мы его собираем на гидромотор-колесах: это редуктор, в который вставлен гидромотор, а сверху на редуктор надето огромное колесо. Также есть гидравлический предохранитель для стравливания лишней нагрузки. То есть это самая безопасная машина. Там только шланги разведены и больше там ничего нет: ни карданов, ни мостов. Сложностей немало, но машина предельно интересная.
Такое создавали в государственном научном центре РФ «НАМИ» — это научно-исследовательский институт автомобильной промышленности. Они больше 10 лет собирали 6-колесный ЗИЛ «Гидроход». Но в итоге машина у них так и осталась ходовым макетом с выводом, что КПД машины мал. Почему? На одну шестиколесную машину 23 механических редуктора. О каком приличном КПД может идти речь? И гидромоторы через кучу этих редукторов приводят колеса. Но если ты напрямую сделаешь гидромотор-редуктор в колесе, то потерь около 4 процентов, не считая гидравлических. Наша задача – заставить крутиться огромное колесо, и чтобы это было без поломок. Чтобы крупное колесо вращать механическим способом, надо мост от трактора, причем тоже с бортовым редуктором. Он весит полтонны и больше. А мы поставили такой редуктор, который весит 100 кг. И гидромотор-редуктор независимая конструкция, хоть 3 колесный, хоть 17 колесный вездеход можно построить.
— А как родилось такое название «ТРОМ-8»?
— У нас речка такая есть, Тромъеган. А «8» – это 2008 год разработки. Сейчас мы делаем машину «Тром-16». В ней уже используются новые разработки 2016 года. А машины-мульчеры называются «Тром- 8 УЭС». УЭС – это универсальное энергетическое средство. Он ведь не только может мульчером работать, но и снег чистить и даже заливать ледовые переправы через реку.
— Все машины вы только для себя делаете? Сами создаете и сами на них работаете?
— Стандартные машины: плавающие вездеходы и плавающие буровые установки поставлены на поток. Мы делаем по две машины в месяц. Они продаются очень успешно.
И на своих машинах сами в поле работаем. Как иначе-то доводить до ума конструкцию? Силами клиентов – это в принципе неправильно.
— Какие перспективы у вашего завода?
— Поле деятельности большое, бездорожье в нашей стране не скоро закончится.
— Для кого в первую очередь предназначены машины «Тром»?
— В первую очередь мы хотим помочь подрядным компаниям, занятым монтажом или сервисным обслуживанием линейных сооружений ТЭК на самых заболоченных участках в ХМАО, ЯНАО. Наши снегоболотоходы «Тром-8» значительно облегчают ваши задачи. Практически все компании, эксплуатирующие наш вездеход, отмечают значительную разницу затрат на эксплуатацию и ремонты вездехода «Тром-8» по сравнению с гусеничной или иной колесной техникой. А также отмечается расширение производственных возможностей в связи с тем, что не нужно переносить все работы на зиму в территориях со слабонесущими грунтами.
При продаже вездеходов, мы всегда обучаем водителей премудростям эксплуатации техники. Из практики заметили, что в более крупных полугосударственных компаниях больше проблем с оперативным ремонтом и грамотным своевременным обслуживанием: из-за большого количества согласований на этапе покупки запчастей при поломке техники до их получения срок доставки может составлять до полугода. Подрядные организации с удовольствие покупают по 4-12 наших вездеходов сразу, раскусив экономическую эффективность и легкость обслуживания такой техники. В таких организациях, как правило, машина закрепляется за одним человеком, с которым всегда можно созвониться и получить оперативную информацию по любому агрегату и его обслуживанию прямо с места работы, а также заказать запчасть и получить ее в ближайшие день.
Также мы предлагаем перед покупкой арендовать наши вездеходы для понимания эффективности решения ваших задач такой уникальной техникой.
Возможен лизинг: с нами уже несколько лет сотрудничают 4 лизинговых компании.
По всем вопросам аренды покупки и эксплуатации снегоболотоходов «Тром-8» можно звонить по телефонам:
8 (904) 472 27 25; 8 (922) 419 62 56 или по электронный почте: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Предлагаем посетить наш сайт: www.trom8x8.ru
Сборочное производство расположено в городе Сургуте по улице Югорский тракт, ГСК 56.
Полная версия этой статьи расположен на: http://topmulcher.com